Ещё один способ открыть Эстонию: рекомендация Forbes*

 

Современные рояли с ярким, громким и даже резким звучанием становятся нормой, однако на фортепианной фабрике Estonia не поддерживают данный тренд. Только «вечные» ценности лежат в основе таллиннского производства – бескомпромиссное качество, вековые традиции ручного труда и тёплое, живое, певучее звучание.

 

 

Рождённый в СССР скрипач мирового класса Дмитрий Ситковецкий и его американская жена, оперная певица Сьюзан Робертс, относятся к классическим музыкантам, предпочитающим всё самое лучшее. К примеру, Дмитрий играет на собственной скрипке Страдивари 1717 года, которая сегодня стоит свыше 3 миллионов долларов. Казалось бы, в лондонском доме музыкальной пары должен обязательно стоять какой-нибудь премиальный «европеец» – немецкие Steinway и Bechstein или австрийский Bösendorfer – но, следуя принципу выбирать только лучшее, хозяева предпочли рояль Эстония. 

 

 

6 лет назад Ситковецкие подбирали рояль для домашних репетиций в одном из топовых салонов Лондона. «Рояль Estonia прямо-таки поразил меня своим удивительным звучанием, при этом, его цена была существенно ниже большинства инструментов более именитых брендов, которые, к слову, не всегда соответствуют ожиданиям», - вспоминает Дмитрий.

 

Слава о новых высококачественных роялях мгновенно распространилась в профессиональной среде и с тех пор другие известные классические музыканты – такие, например, как канадский пианист и композитор Марк-Анри Амлен – открыли для себя «Эстонию». Как сказал дирижёр Неэме Ярви, на тот момент руководитель Детройтского симфонического оркестра: «Пожалуй, реанимированная фабрика Эстония - это один из самых больших секретов в современном фортепианостроении».

  

 

 Эксперты в области фортепианостроения подчёркивают, что рояли, носящие имя маленькой европейской республики на Балтике, не только изготавливаются вручную и обладают необыкновенно насыщенным, романтичным звучанием, но также отличаются исключительно приятной ценой для инструментов столь высокого уровня качества. 

 

«Большой концертный рояль Estonia Model 274 почти в 2 раза дешевле, чем аналогичный Steinway”, – говорит Ирвинг Фауст, официальный дилер Steinway, Mason & Hamlin и дистрибьютор роялей Estonia в Нью-Йорке. «И эти прекрасные мало известные рояли дадут фору большинству известных, которым придётся соответствовать эстонским стандартам качества, если они хотят выжить на современном рынке».

 

На фото: эстонский композитор Арво Пярт выбирает рояль на фабрике Estonia

 

 

История фортепианостроения в Эстонии насчитывает 200 лет, но, собственно, фабрика Estonia была основана в 1893 году мастером Эрнстом Хиисом, прошедшим обучение на производстве Steinway в Гамбурге. Когда республика Эстония вошла в состав СССР в 1940 году, Иосифу Сталину подарили рояль, изготовленный Хиисом. Инструмент настолько понравился вождю, что он распорядился объединить все отдельные фортепианные мастерские Эстонии в одну большую фабрику под руководством Хииса, чтобы снабжать советскую империю качественными фортепиано, оперативно названными в честь новоприсоединённой советской республики.

 

 

В советское время производство роялей Estonia достигло 475 штук в год, но, изолированное от новых технологий, оно неизбежно стало сокращаться после смерти Эрнста Хииса. После падения Берлинской стены и распада СССР Эстония стала независимой республикой, а фабрика Estonia, которая в 1993 году насчитывала 130 сотрудников, была приватизирована.

 

Перенесёмся в Нью-Йорк, где одарённый эстонский пианист Индрек Лаул в это время получал докторскую степень по музыке в престижной Джульярдской школе. Индрек связался с производителем роялей Эстония и узнал, что у фабрики нет торгового представителя в США, а ежегодный объём выпускаемой продукции в 1994 упал до 49 роялей в год. Молодой музыкант нашёл дистрибьютора, который согласился возглавить американский бизнес Estonia, и c любого гонорара – будь то запись или концерт - начал скупать акции фабрики до тех пор, пока полностью не выкупил её.

 

 

Индрек Лаул происходит из хорошо известной в Эстонии музыкальной семьи. Став владельцем фабрики Estonia, он остался в Нью-Йорке, чтобы лично участвовать в построении бренда Estonia на американском рынке. Своего отца Венно Лаула – известного хормейстера и ректора Таллинской консерватории в 1982-1992 гг. – Индрек назначил ответственным за контроль качества на производстве**. Мать семейства Лаулов Риит также была задействована в семейном деле. В прошлом аккомпаниатор Эстонской национальной оперы, она лично тестировала каждый рояль Estonia перед его упаковкой и отправкой в США или другие страны.

 

 

«Большинство производителей роялей гоняются за громким, ярким и блестящим звуком, который будет «пробивать» оркестр», говорит Индрек. «Мы же хотим предложить что-то кардинально другое, чтобы, садясь за рояль, вы получали истинное удовольствие от самого инструмента и процесса игры».

 

Для достижения этой благородной цели Индрек на протяжении 10 лет инвестировал всю свою прибыль в дело, постоянно совершенствуя выпускаемые рояли как внутренне, так и внешне. К примеру, механика для современных роялей Estonia изготавливается по индивидуальным спецификациям известным немецким производителем Renner. Резонансные деки из белой сибирской ели делают на фабрике в Таллине по запатентованной авторской методике. Все эти детали создают уникальное звучание роялей Estonia – тёплое, живое, «ламповое», его также часто описывают как романтичное, глубокое и мелодичное. «Мы сравниваем наше производство с искусством виноделия», - говорит Индрек Лаул. «У хорошего вина есть собственный неповторимый букет, - также с роялями».

 

 

В итоге, производство в Таллине развивается и достигло 450 роялей в год, сеть международных дилеров Estonia растёт, продажи в США процветают, несмотря на многолетнюю стагнацию рынка акустических фортепиано. Как говорит владелец престижного фортепианного салона в центре Нью-Йорка, рояли Estonia – это инструменты инвестиционного класса, так как вложенные в них деньги окупятся сполна. Пожалуй, сейчас это одни из лучших «европейцев» по соотношению «цена-качество» на современном фортепианном рынке.

 

* по материалам статьи Ричарда Си Мораиса в американском выпуске Forbes 

** 14 октября 2018 года Венно Лаул скончался в возрасте 80 лет, и производство Estonia перешло под полный контроль его сына Индрека.

В оформлении статьи использованы фотографии Meeli Kyttim 

2019 Продажа музыкальных инструментов для организаций - Ещё один способ открыть Эстонию: рекомендация Forbes*. Экспотон
Powered by Joomla 1.7 Templates