Не Стейнвеем единым: пианист Андраш Шифт призвал к рояльному разнообразию
В мире существует всего несколько производителей высококлассных концертных роялей, каждый из которых славится своими оригинальными технологиями и исключительным качеством. Каждый такой инструмент обладает собственным уникальным характером, который отражается и в звучании, и в ощущениях от игры, поэтому, во многих случаях целесообразней выбирать концертный рояль, основываясь на произведении или манере игры исполнителя, а не на универсальном подходе большинства концертных залов, ориентирующихся на марку, но не звук.
Даниил Трифонов за роялем Steingraeber в Маркграфском оперном театре, Байройт, Германия
Недавно в авторитетном немецком издании BR-KLASSIK вышло интервью всемирно известного пианиста Андраша Шиффа, в которой он затрагивает тему выбора роялей. Предлагаем вашему вниманию отрывок из данного интервью.
Андраш Шифф: Рояли Steinway доминируют в концертных залах по всему миру.
BR-KLASSIK: Здесь вы играете на историческом инструменте, фортепиано. Что у него есть такого, чего не хватает современному роялю?
Андраш Шифф: Многое. Мир фортепианной музыки стал крайне однобоким, говоря современным языком, глобализированным. В этом мире доминирует Steinway. Это чудесные рояли, но не все «стейнвеи» одинаково хороши. Аудитория и пианисты практически безоговорочно приняли тот факт, что фортепианная музыка исполняется на роялях Steinway, независимо от композитора или площадки, на которой она звучит. В этом контексте я могу сказать лишь одно: пожалуйста, позвольте нам оставаться непредвзятыми и продолжайте играть, но не только на Steinway. В мире концертных роялей исполнительского уровня есть ещё Fazioli, Bösendorfer и несколько других отличных марок*. Концертный рояль – это не всегда Steinway по умолчанию, так не должно быть.
BR-KLASSIK: А как это было в прошлом?
Андраш Шифф: В прошлом были разные инструменты. Во времена Моцарта, Бетховена или Шуберта только в Вене было более 100-200 производителей фортепиано, и все инструменты были абсолютно разные. Что могут делать старые рояли, а современные нет? Современные рояли славятся тем, что они полностью сбалансированы, сверху донизу. Старые инструменты не сбалансированы, у них, как минимум, 3 разнопланово звучащих регистра: басовый, средний и верхний. Они все разные, к примеру, бас – более прозрачный и чистый, поскольку басовые струны в старых роялях не такие толстые и мощные как у Steinway. Также не стоит забывать, что все перечисленные композиторы не писали музыку для современного «стейнвея» с его универсальным звучанием, их эстетика звука основана на регистрах.
* Сэр Андраш Шифф – выдающийся британский пианист венгерского происхождения, один из лучших интерпретаторов музыки Бетховена. Широкий репертуар маэстро включает также произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Гайдна, Скарлатти, Бартока, Шумана, Дебюсси, Равеля. Шифф играет на концертных роялях всех перечисленных им марок. За кадром остались следующие бренды: немецкий Steingraeber c его концертным роялем Steingraeber E, японские Shigeru Kawai SK-EX и Yamaha CFX. Наряду с Fazioli F278 и Bösendorfer 280VC эти инструменты входят в золотой фонд концертных роялей и являются достойной альтернативой, а зачастую даже превосходят популярную модель Steinway D-274.
Например, на проходившей в начале апреля выставке оркестровых инструментов Akustika в Нюрнберге был устроен интерактивный Piano Salon, на котором посетители выставки могли сравнить большие концертные рояли ведущих мировых брендов, включая столь востребованный Steinway D-274. По итогам двухдневного тестирования, в котором приняли участие профессиональные пианисты и преподаватели фортепиано со всего мира, определились 2 победителя - Steingraeber E и Bösendorfer 280VC, что лишний раз подтверждает, что в приоритете выбора инструментов их качество и звучание, а не громкое имя.
Выбор роялей на конкурсе Шопена в Варшаве: 1xKawai SK-EX, 1xFazioli F278, 1xYamaha CFX, 2xSteinway D-274