Опция Sordino® от Steingraeber: благородное звучание старинного рояля

 

В начале XIX века сурдина была стандартной опцией на роялях Graf (Вена) и Erard (Париж). Сегодня, благодаря идее пианиста Юрия Маргулиса, аутентичное звучание роялей эпохи Бетховена доступно и на инструментах Steingraeber. Технически эффект сурдины воспроизводится посредством очень тонкой полоски войлока, вставленной между молоточками и струнами, что позволяет модифицировать звук до уровня тончайшего пианиссимо, того, который Шуберт нотировал как “fp”.

 

 

Опция сурдины может быть реализована различными способами, в зависимости от предпочтений пианиста. Наиболее популярной реализацией является активация сурдины средней педалью, при этом педаль состенуто временно выключается из процесса игры. Другими возможными способами активации сурдины являются четвёртая педаль и коленный рычаг.

 

 

Вдохновителем для возвращения сурдины послужил Юра Маргулис, американо-немецкий пианист русского происхождения, большой поклонник роялей Steingraeber. Впервые после векового перерыва эта опция была реализована в малом концертном рояле Steingraeber D-232, сейчас она доступна также на модели С-212.

 

 

Юра Маргулис описывает совместное изобретение, получившее название Margulis-Steingraeber Sordino Pedal (MSSP), как «квантовый скачок для расширения звуковой палитры современного рояля, как в динамическом выражении, так и в отношении полноты оттенков». Стоит отметить, что вышеупомянутая педаль не имеет отношения к устройствам, используемым для приглушения звука в современных роялях и пианино, известных как «модератор».

 

Многие известные пианисты, играющие на роялях Steingraeber, высоко оценили новую опцию. Марта Агрерих, после тестирования сурдины на фестивале молодых исполнителей в Лугано в 2014 году, так прокомментировала свои ощущения: «…звучание рояля стало более мощным и тембрально разнообразным, открылась новая палитра оттенков – мечта любого пианиста».

 

Немецкий пианист Мартин Штадтфельд продемонстрировал свой опыт использования сурдины на записи диска Chopin+, выпущенного лейблом Sony Classical в ноябре 2016. Позже, в мае 2017, Мартин заказал два больших концертных рояля Steingraeber E-272 с опцией Sordino® для концертов в честь открытия новой Эльбской филармонии в Гамбурге.

 

 

Из истории фортепианных сурдин

 

К середине 19 века искусство тембрирования рояля практически исчезло из-за внедрения канона различных педальных функций. Тем не менее, в Вене оно сохранялось практически до начала 20 века, возможно, благодаря авторитету Конрада Графа, который придавал экспрессивным характеристикам инструментов огромное значение. В первой половине 19 века он оснастил все свои рояли горизонтально сдвигаемой войлочной планкой, назвав свой изобретение модератором. Эрар в своих роялях использовал замшу для аналогичных целей, называя производимый звуковой эффект «челестой» или модератором.

2019 Продажа музыкальных инструментов для организаций - Опция Sordino® от Steingraeber: благородное звучание старинного рояля. Экспотон
Powered by Joomla 1.7 Templates